МДОУ детский сад комбинированного вида №105

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [14]
Рекомендации мед.сестры [10]
Методические консультации [1]
Страничка логопеда [2]
Наш опрос
Довольны ли вы питанием в саду
1. Хорошо
2. Отлично
3. Неплохо
4. Затрудняюсь
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Народные праздники как средство приобщения детей к традиционной отечественной культуре
03.04.2012, 10:16
Народные праздники как средство приобщения детей к традиционной отечественной культуре.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь, они согревают и украшают ее. И связаны эти незабываемые эмоции, как правило, с праздниками. Задумайтесь, какой праздник для Вас самый любимый. Большинство назовет Новый год или День рождения, и лишь единицы вспомнят о Рождестве или Пасхе.
И это - примета времени, времени засилья всего иностранного, чужеземного в быту, на телевидении, в музыке. И связано это с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно - кризис национального самосознания. Как же духовно оздоровить общество, восстановить общенациональное единство России? Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является традиционная отечественная культура.
Именно в ней содержатся те идеи и смыслы, которые социально ориентируют и обеспечивают консолидацию общества, восстанавливают культурную преемственность и этническую идентичность нации.
По нашему мнению, наиболее эффективное, подлинно искреннее погружение в истоки национальной культуры возможно посредством народных праздников. Ведь праздник - это не просто отдохновение от труда. Это и свободное творческое общение членов коллектива, и самовыражение каждого, и укрепление или подтверждение своего социального статуса, и демонстрация способностей, талантов, и укрепление контактов с другими людьми. Наконец, праздник для детей – просто большая, яркая, глубоко содержательная игра!
В отечественной педагогике накоплен опыт работы по приобщению детей к традиционной культуре посредством народных праздников. Изучив данный опыт, мы составили свой план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью нашей работы стало приобщение детей к традиционной отечественной культуре посредством народных праздников.
Чтобы определить задачи, содержание, методы и приемы ее реализации, мы в ходе наблюдений и бесед с детьми выяснили, что дети принимают пассивное участие в праздниках, не всегда понимают его название, когда он бывает и зачем. Само отношение к народным традициям неосознанное, неактивное. Анкетирование родителей показало, что они знают и любят народные праздники, но заботы и материальные трудности, отсутствие информации об их особенностях препятствуют проведению таких праздников дома. Также мы учитывали особенности детей, посещающих нашу логопедическую группу с общим недоразвитием речи (недостаточный кругозор, инертность поведения, отставание по уровню развития психических функций).
На основе полученных данных, в соответствии с целью, мы поставили задачи педагогической работы по приобщению детей к традиционной отечественной культуре. Они представлены на слайде. В соответствии с поставленной целью и задачами, нами был разработан перспективный план. В его основу была положена реализация комплексно – тематического построения образовательного процесса с помощью народных праздников. Перспективный план позволил нам объединить образовательные области, виды деятельности детей, формы и методы работы. В соответствии с потребностями, предпочтениями, интересами детей и педагогов, были отобраны темы и содержание праздников, которые помогли нам выстроить годовой ритм работы группы.
Это осенние, зимние, весенние и летние праздники. Проводятся они 1 раз в месяц. Обратите внимание, что в плане присутствуют и православные и годовые календарные праздники.
Праздник - это всегда сочетание различных видов искусств (устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народные игры и театр). В связи с этим важна роль музыкального руководителя, с которым мы подбираем высокохудожественные, но доступные для детей музыкальные, драматические и хореографические произведения обрядово-календарного фольклора.
И готовиться к празднику мы начинаем с того, что дети вместе с педагогами в организованной совместной деятельности узнают об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях; устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни страны. Ведь в основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходит через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
При подготовке к праздникам мы изготавливаем с детьми атрибуты, декорации, костюмы, оформляем интерьер предметами старины; изготавливаем открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Так дети пропускают через разум, сердце, руки собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.
Важным элементом праздника является традиционный народный костюм, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным. Отдельные элементы русских костюмов предлагаем детям для самостоятельной деятельности (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.). Так мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость.
Кроме того, атмосферу народности придают «живые» наглядные предметы русского быта. В связи с этим мы создали в группе уголок «Русской избы», куда положили предметы посуды, домашнего обихода, народные игрушки, развесили национальные костюмы, которые мы используем при проведении праздников.
И вот в атмосфере народного быта, с использованием ряжения, дети с огромным интересом и увлечением осваивают старинные народные игры, разучивают обрядовые песни, пляски, хороводы. Детям очень нравятся русские народные игры: хороводные, подвижные, игры - развлечения: «Золотые ворота», «Ручеек», «Фанты», «Заря - Заряница», «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Ворон», «Жмурки» и др.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Немаловажное значение в нашей работе мы уделяем проведению игр – драматизаций, в том числе по русским народным сказкам, театрализованным представлениям, в том числе на библейские сюжеты, инсценированию песен, стихов. Это обеспечивает высокую творческую активность детей, которая требует исполнительского самовыражения, развития пластики, движения, жеста, голоса, ненавязчиво формирует эмоционально окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, отражая представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.
Органично вплетается в народный праздник устное народное творчество, в котором заключается вся мудрость, переданная нашими предками. Мы знакомим детей с разными жанрами устного народного творчества (пословицы и поговорки, частушки, попевки, загадки, потешки, прибаутки, заклички и др.), а также с духовными стихами, что позволяет нам не только решать задачи познавательно – речевого развития, но и наглядно демонстрировать детям красоту и богатство родного языка, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Герои русского фольклора – неотъемлемый элемент народного праздника: Петрушка, Скоморохи, Баба Яга, Леший, Весна-красна и др. Герои обязательно играют с детьми, активизируют их внимание шутками, загадками, сюрпризами. Это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.
Мы считаем, что в современных условиях модернизации дошкольного образования, следует обеспечивать творческую деятельность каждого ребёнка. Поэтому при проведении праздника мы создаем условия для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей наших воспитанников. Кто–то лучший плясун, кто–то - запевала, у кого–то замечательные актерские способности, кто- то отличился в соревновательных играх, кто – то первым отгадал загадку, а чьи – то таланты могут раскрыться именно сейчас, на этом празднике, где ребята любого уровня развития имеют возможность самовыражения. Мы включаем хороводы, песни, танцы, игры, разученные с небольшими подгруппами детей и всей группой, индивидуальные выступления.
Не следует забывать о том, что мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи. Именно поэтому в процессе проведения народных праздников решаем и коррекционные задачи: активизируем память, внимание, мышление детей, способствуем снятию гиперактивности, агрессии, страхов, помогаем преодолеть застенчивость, тревожность, некоторые сложности в общении.
Заканчиваются праздники в лучших традициях русского хлебосольства – совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д., что способствует привитию детям культуры праздничного застолья, вкуса к здоровой пище.
Вся система работы по приобщению детей к традиционной отечественной культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группу к праздникам, изготавливают поделки совместно с детьми для выставок: «Осенний вернисаж», «Рождественские чудеса», «Пасхальный перезвон», готовят угощение для детей, а также активно участвуют в проведении самих праздников: играют, поют, водят хороводы.
Совместное участие в народных праздниках помогает нам объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Мы доносим до сознания родителей, что они являются носителями великой русской культуры, что необходимо воспитывать детей в семье в национальных традициях в ходе бесед, консультаций, родительских собраний, с помощью наглядной агитации на темы: «Роль народных праздников в развитии современного ребенка», «Добрые традиции в наших семьях», «Народные игры – средство воспитания национального характера», «Мышка-норушка или мышонок Джерри». Наша работа помогает осуществлять преемственность духовной жизни поколений, способствует развитию современной семьи.
За 2 года, что дети посещают нашу группу, мы многого достигли. Дети принимают осмысленное и активное участие в подготовке и проведении народных праздников, знают их названия, традиции, обычаи, любят и умеют играть в русские народные игры, используют в активной речи русский фольклор и т.п. Но, главное, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, что позволяет им ощутить связь времен, духовную поддержку и жизненную опору.
Мы понимаем, что каждая эпоха оставляет свой след, и сегодня другие ценности, идеалы и правила. Но думаем, что тот отклик в сердцах детей, который вызывает народный праздник, помогает им прочувствовать любовь к ближнему, широту и щедрость русской души, национальную гордость, честь и достоинство. На этой основе формируется собственно национальный характер наших детей, их взгляды, идеалы и ценности.
Народный праздник - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Работу по приобщению детей и взрослых к традиционной отечественной культуре мы будем совершенствовать и продолжать.
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Ольга_Ивановна
Просмотров: 3195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz