Нестандартное физоборудование в детском саду и дома
20.04.2012, 08:11
Физическая культура в настоящее время является одним из наиболее важных и перспективных факторов в сохранении и укреплении здоровья детей. В дошкольном образовательном учреждении должна быть создана физкультурно-игровая среда, которая предполагает организацию физкультурных уголков в каждой группе и специально оборудованной площадки на участке. Физическая активность ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда вокруг него, из каких пособий она состоит, каков их развивающий потенциал. Материально-техническое обеспечение и развивающая среда не тождественные понятия. Порой нестандартное физическое и игровое оборудование, созданное руками педагогов и родителей, дает гораздо больший развивающий потенциал, чем дорогостоящие игры. Созданное своими руками оборудование не просто компенсирует недостаток средств в наших садах, но и вносит элемент непредсказуемости, радостного открытия, новой жизни привычных вещей. Уже не одно поколение воспитателей использует куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. И нас привлекли современные предметы необычными формами и материалами. Бесполезные на первый взгляд предметы мы постарались превратить в забавное оборудование для выполнения различных упражнений и гимнастик. В качестве дополнительных услуг в нашем детском саду функционирует кружок «Здоровей-ка!». Первоначально нам хотелось заинтересовать детей двигательной активностью, внести разнообразие в физическую деятельность и эффект новизны, шире варьировать знакомые упражнения и задания. Пришлось проявить выдумку и фантазию. Но зато это оборудование можно использовать во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, коррегирующих гимнастиках, в игровой деятельности. Совместно с родителями и детьми мы изготовили следующее оборудование: Дорожки для ходьбы босиком. Мы постарались сделать их многофункциональными. Для этого использовали круги из болони, цветные, легко моющиеся и на замках, чтобы наполнять их разными материалами. Шишками, фасолью, веточками, горохом, карандашами, - всем, что имеет различную форму и фактуру, можно наполнять круги. Это не только массажный эффект, но развитие мелкой моторики («Угадай, что внутри»), тактильных ощущений («Что ты чувствуешь»). Проделав дырочки в крышках от бутылок, мы продели в них толстую веревку (можно проволоку), превратив их в кольца. Кольца можно расположить на дорожке в том или ином порядке. Дети могут передвигаться по дорожке на носочках, наступая в серединку. Можно представлять, что это кратеры неизвестной планеты. Можно двигаться по кольцам с закрытыми глазами. Можно считать и кольца, и шаги. А если подобрать крышки по цвету, то пособие используется в решении сенсорных задач. В качестве дорожек мы используем и массажный коврик из тех же крышечек. Проделав дырочки в боковых поверхностях, сложив заранее узор, проденьте в дырки леску. Такой коврик легко подвергается обработке. Если на дорожку нашить цветные полоски, то они будут служить ориентирами для норматива прыжка. По бокам дорожки можно пришить выпуклый шнур. По нему тоже можно ходить, удерживая равновесие. Если нашить или приклеить на дорожку диски, то по ним дети могут передвигаться, перешагивать для развития координации движений и укрепление мышц ног. Любое игровое оборудование в группе можно использовать нестандартным способом. Так, можно собирать пирамидку или играть со счетами при помощи ног. Упражнять детей в ползании можно по лабиринту. Делается он из клеенки, развешанной с интервалами. Мягкие коврики и модули давно стали традиционными в детском саду. Для нас важно, чтобы они были яркими, привлекательными, качественными и безопасными для детей. А вариантов использование данных пособий множество. Из синтетических веревок мы сплели косички, которые используем для общеразвивающих упражнений, в подвижных играх. Ленточки, пришитые к кольцам, вызывают большой интерес у детей. Гантели можно сделать самим в форме конфет из бутылочек из-под йогурта, обернув тканью. При работе с гантелями, развиваются мышцы плечевого пояса. С этой же целью используются и палки гимнастические. Из-под самоклейки, из-под ткани (взять в магазинах) картонные палки безопасны и легко украшаются. Дети с удовольствием делают из них дорожку, прокатывают ступнями ног. Представляю вашему вниманию тренажер для развития стопы и тренировки равновесия. Он представляет собой деревянную доску, с лицевой стороны которой нарисованы следы детской стопы, а с обратной стороны прикреплен круглый деревянный валик (можно в вертикальном или горизонтальном направлении). Задача ребенка, встающего на такую доску – попытаться удержать равновесие на качающейся доске. Любое оборудование в группе может стать по-настоящему развивающим, интересным, если вы проявите немного фантазии и творчества. В настоящее время и в продаже можно встретить такие тренажеры, которые с выдумкой можно применить в работе с дошкольниками. Один из них – массажер. Его мы используем как тренажер для развития чувства ритма, внимания, как своеобразный метроном при выполнении движений. У вас могут быть и другие варианты. Придумывайте свои интересные пособия и тренажеры, реализовывайте свои идеи вместе с детьми, делитесь находками снами, педагогами, и процесс физического развития детей будет эффективнее, занимательнее, веселее.
Очень понравился материал. В нем много находок, которые полезны и родителям, и педагогам. Если взять хотя бы несколько в свою практику, то эффективность и занимательность занятий по физической культуре повысится. Считаю. что это будет интересно и полезно для здоровья.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]