МДОУ детский сад комбинированного вида №105

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [14]
Рекомендации мед.сестры [10]
Методические консультации [1]
Страничка логопеда [2]
Наш опрос
Довольны ли вы питанием в саду
1. Хорошо
2. Отлично
3. Неплохо
4. Затрудняюсь
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (11.51 Mb) ]27.04.2012, 07:29
Долгое время считалось, что воображение - это как бы дополнение, «надстройка», а главное, научить ребенка мыслить, запоминать, решать, делать что-то; а воображать, фантазировать он научиться сам. Но, как показали многочисленные исследования исследования (И. Кант, Э.В. Ильенков, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, В.В. Репкина и др.), воображение формируется в условиях специально организованного педагогического процесса и следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в области изобразительной или музыкально-исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы.
Воображение - это в широком смысле слова любой процесс, протекающий в образах (Л.С. Рубинштейн). Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. В отличие от восприятия, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла и мечты.
Л. С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли (осмысленной инициативности), развивает у детей интересы, способности, общительность и др.
Известный психолог В. В. Давыдов писал, что благодаря развитию воображения дети получают способность видеть целое раньше частей, переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Все это дает возможность им идентифицироваться, т. е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем или даже его частью.
Как вы считаете, воображение детей богаче, чем воображение взрослого? Действительно, существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Ведь дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Но все эти комбинации так или иначе заимствованы детьми из их реального опыта, из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедным представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом беднее, чем у взрослого.
И все-таки воображение играет в жизни ребенка более значительную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых людей.
То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у ребенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки, творят разные волшебства. Многочисленные детские страхи объясняются как раз силой и живостью воображения.
Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослыми, включаемые в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).
Развитие воображения происходит при работе с дошкольниками по всем разделам любой комплексной, те или иные элементы присутствуют и в познании, и в математике, и в развитии речи, и в музыке. Однако каждый предмет имеет свою специфику, свои задачи и методы, которые подчиняют себе данное направление.
Наиболее продуктивной для развития творческого воображения ребенка является изобразительная деятельность, т. к. в самой ее природе заложены возможности для развития воображения, гибкости и продуктивности мышления, речи, произвольности поведения и в целом развития личности.
Кроме того, важнейшее преимущество составляет внутренний характер ее мотивации, в процессе которой каждому ребенку предоставляется возможность изобразить то, что для него интересно и значимо. Ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Прежде чем приступить к работе по любой выбранной вами теме, мы проводим диагностику уровня развития воображения.
Познакомьтесь с диагностикой по методике «Где чье место?»
Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Инструкция: Детям предлагается рисунок с пропущенными картинками и отдельно - картинки-вставки. «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».
Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.
Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.
Я использовала методику Немова Р.С., что позволило выявить количество детей с низким, средним и высоким уровнем развития воображения.
Низкий уровень
Дети данной группы нарисовали что-то очень простое, не оригинальное. Фантазия просматривалась слабо, детали не проработаны. Я заметила, что этим детям свойственно и в другой деятельности домысливать предметы, переносить на незнакомые предметы значение и функции знакомых предметов, приписывать вещам волшебные свойства, новые названия. По мнению исследователей, развитие воображения тесно связано у таких детей с восприятием.
Средний уровень.
Они придумывали и рисовали то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии и эмоциональности. При решении предложенных задач эти дети руководствовались своим опытом, они привносили в игровую ситуацию новых персонажей, могли смоделировать новую ситуацию. Воображение этих детей тесно связано с памятью.
Высокий уровень.
Эта группа детей за отведенное время смогла придумать и нарисовать нечто необычное, что свидетельствует о незаурядной фантазии и богатом воображении. Детали рисунка проработаны. При решении предложенной задачи, дети с высоким уровнем развития воображения исходили из своей внутренней позиции. Она давала им возможность оживлять картину, действовать по своему замыслу. По моим наблюдениям, и в других видах деятельности дети данной группы отличаются тем, что рисуют картинки с сюжетом, сочиняют сказки, придумывают новые игры, выходят легко из трудной ситуации.
При работе над развитием воображения нужно учитывать, что преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающем его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов.
Первый способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.
Третий способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркиваются определенные черты, признаки, свойства. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. Синтез это есть специфическое обобщение в создании сложного, целостного образа.
Прежде всего, работа над развитием воображения осуществляется на занятиях по изодеятельности, на которых детям предлагаются следующие задания и упражнения:
- нарисовать свое настроение в течение дня, свою мечту,
- рисовать себя, семью, друзей, самое любимое, важное, интересное в жизни, что-то загадочное и волшебное
- придумать и нарисовать по заданным волшебным дугам, точкам, линиям, на основе геометрических форм, различных фигур и полуфигур несуществующих животных, фантастические растения и придумать им названия .
Я использую и интегрированные формы художественно-творческой деятельности (например, на занятии по математике дети изготавливают поделку по типу оригами)
- сочетаю различные виды изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют осенний пейзаж, а деревья украшают с помощью аппликации, используя технику обрывания, чтобы придать объем)
-Создаю условия для самостоятельного изготовления поделки (обучение созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению)
- использую различную по цвету, размеру, фактуре бумагу
- создаю обстановку общей увлеченности и творчества.
2. Наблюдения на прогулках использовала для того, чтобы вызвать желание у детей передать возникшие чувства в слове, рисунке;
3. Рассматривание картин, беседа по картинам позволяют развивать у детей образное восприятие , творческое воображение;
4. Дидактические игры на развитие воображения включала и в совместную, и в свободную деятельность детей;
5. Психологические этюды и коммуникативные игры.
6. Рисование музыки – уникальный прием для развития воображения;
7. Чтение литературы и методику сочинения и переделывания сказок (типично «радужный» прием обогащала изодеятельностью. Мы создали в группе коллекцию книг-самоделок по сказкам, сочиненным самими детьми, переданную в дар группе младшего возраста;
8. Тематические выставки рисунков детей;
9. Встречи с интересными людьми использовала в том числе и для того, чтобы познакомить детей с творческой, преобразующей деятельностью человека, развивать перспективный взгляд на окружающее;
10. Выпуск групповых газет, альбомов;
11. Посещение художественного музея и выставок работ детей в художественной школе;
- Использую нетрадиционные виды рисования (пластилином, крупой, колоском и т. д.). В своей работе использую один из увлекательных и доступных детям способов работы с бумагой - бумагопластика и оригами. Они дают ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладится палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.
- Во время совместной деятельности организовала досуг по интересам, который позволяет объединять детей, увлечь их общим делом. В группе имеются детские мини-мастерские: «Мастерская Умелкино» (работа с природным материалом), «Планета Самоделкино» (конструирование из бросового материала; бумагопластика), «Ателье кукол» (рукоделие).
Все это дало возможность детям возможность пробовать свои силы в разных видах деятельности, найти интересное занятие, побуждающее к содержательной, самостоятельной деятельности, проявлению творческого потенциала и индивидуальности, развитию воображения.;
- Знакомила детей со способами рисования акватушью, мелками, сангиной, такими способами как кляксография, монотипия, рисование по мокрой бумаге.
- . Старалась оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения (аудио аппаратура с набором кассет, дисков), иллюстративным материалом, изобразительными средствами.
- Для изобразительной деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, краски, карандаши, фломастеры), имеются схемы - способы создания образов с помощью разных техник. Имеются карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из пластилина, соленого теста, других материалов, книги и альбомы самоделок. Они помогают развить самостоятельность, умение определять последовательность изготовления поделок.
- Большое значение для развития воображения сыграла творческая работа с природным материалом, формирующая у детей эстетическое отношение к природе. Природа полна волшебных тайн, она многое может подсказать, надо только научиться рассматривать и размышлять над увиденным. Пожалуй, это главное, что я старалась помочь осознать детям на занятиях по художественному труду.
Задачей этой работы являлось научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому бездушное копирование просто невозможно и работы у всех получались разные.
Привлекала внимание детей к чувственно воспринимаемым признакам природных материалов, показывала им, как возникает образ. В этом помогало прежде всего такое упражнение « На что похоже?»( по очереди подбираю листочки, по-разному их поворачиваю , а дети говорят на что они похожи в разных положениях. Затем на нескольких образцах показываю, как можно усилить образ, подобрав детали из другого природного материала, как составить выразительную композицию, для этого детали элементов подбираем и комбинируем). После этого предоставляла детям возможность визуализировать наиболее удачные образы.
При работе с родителями использовала следующие формы:
- беседы;
- консультации;
-дни открытых дверей;
- наглядно - информационные ( книжки-ширмы, стенды, выставки методической литературы);
- конкурсы, выставки совместных работ родителей и детей, изготовленных из природного и бросового материала.
Художественно-творческой деятельностью дети занимаются и дома. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественной деятельности детей.
Вырабатывая во взаимодействии с родителями единые подходы к развитию творчества детей, к его оценке помогает реализовать задачи полноценного развития детей, в том числе и развитие воображения. При этом у родителей формируется отношение к ребенку как к развивающейся и самоценной личности.
Рекомендации по индивидуальному подходу к ребенку.
Детям, которые имеют высокий уровень развития творческого воображения нужно предложить занятия на развитие вербального воображения, которые способствуют совершенствованию речемыслительных процессов, работать со схемами, работать без наглядного материала, проводить занятия по дорисовыванию сложных фигур.
Детям, у которых уровень развития творческого воображения средний, важно предлагать задания по изобразительному и конструктивному видам творчества, моделированию.
Детям с низким уровнем развития творческого воображения нужно давать задания на развитие невербального воображения, задания, которые способствуют развитию способов творческого воображения, артистические игры, которые способствуют развитию выразительных движений, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога (родителей) можно отнести следующие рекомендации:
• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
• безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
• творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Ольга_Ивановна
Просмотров: 6719 | Загрузок: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz