Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Составила и провела воспитатель Трифонова Елена Николаевна. Тема: Ранняя весна. Программные задачи: 1. Образовательные: 1.1. Формировать умение передавать в рисунке картину весны, используя наблюдения, впечатления, чувственный опыт. 1.2. Обогащать представления детей о колорите, характерном для ранней весны. 2. Воспитательные: 2.1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение осознавать свое эмоциональное состояние. 3. Коррекционно-развивающие: 3.1. Развивать коммуникативные умения и навыки в диалоге. 3.2. Активизировать словарь по теме «ранняя весна». 3.3. Закреплять употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. 3.4. Развивать образные представления, образное мышление, воображение. Материалы и оборудование: 1. Модели: глаз, ухо, сердце. 2. Колокольчик. 3. Картинки-превращения на каждого ребенка: облако, береза, дуб, ель, куст, подснежник, грач, заяц, солнце, ручей, тополь. 4. Мольберт. 5. Листы бумаги с разным фоном. 6 Акварельные краски. 7. Мягкие кисти (по 2 шт. на каждого). 8. Палитра. 9. Баночки с водой. 10. Салфетки. Технические средства: 1. Магнитофон. Предварительная работа. 1. Занятие по развитию речи «Весна». 2. Праздник «Весна пришла – птиц встречай!». 3. Беседа «Наши любимые деревья». 4. Рассматривание репродукций картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Весна. Март.». 5. Коллективная лепка «Весна в лесу». 6. Целевые прогулки в парк и наблюдение на территории детского сада за изменениями в окружающем. 7. Чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций в книгах. 8. Разучивание стихотворений о весне. 9. Домашнее задание «Как я почувствовал весну» (составление рассказов из личного опыта). Ход занятия. В. Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их - подарим им наши улыбки. А сейчас подарим тепло наших рук друг другу. Возьмемся за руки , улыбнемся. Что вы почувствовали? Д. Тепло, радость, внимание, интерес. В. Теперь, когда мы подарили друг другу заряд хорошего настроения, прислушайтесь к загадке. Кто прошел так тихо-тихо, Ну, конечно, не слониха, Даже толстый бегемот Тихо так пройти не мог. Это идет красавица, Легко земли касается, К чему прикасается, Все распускается. Кто это? Д. Весна. В. Как вы считаете, приход весны можно услышать? (На мольберт выставляется модель – «ухо».) Какие звуки весны вы слышали? Д. Звук капели, журчание ручья, щебет птиц, всплеск воды, когда наступаешь на лужу. В. А увидеть весну можно? (Выставляется модель – «глаз»). Что вы видели ранней весной? Д. Снег потемнел, стал рыхлым, начал таять, появились проталины, сосульки, лужи, ручейки, небо стало чистым, голубым, солнце раньше встает и дольше светит, дни стали длиннее, прилетают птицы. В. А как вы думаете, весну можно почувствовать? (Выставляется модель – «сердце».) Как вы почувствовали наступление весны? Изменилось ли с ее приходом ваше настроение? Как? Д. Стало радостно, хочется бегать по лужам, пускать кораблики, играть на дорожках, смеяться и улыбаться. В. берет в руки колокольчик. В. Этот волшебный колокольчик подарила мне весна. Я буду звонить в него, а вы изобразите ваше состояние: -когда вы увидели первый ручеек, -как рассердились, когда подул холодный ветер. Изобразите свое состояние, когда вы увидели первую капель. Ребята, а где мы встречали весну? Д. На улице, на участке, в книгах, за окном, на картинках. В. Действительно, ребята, мы так много наблюдали за весной, что не могли не заметить ее настроение. Какое настроение бывает у весны? Д. Радостное, веселое. В. А грустное бывает? Когда? Д. Когда пасмурная погода, когда дует холодный ветер. В. А хотите пригласить Весну в нашу группу? Как можно сделать так, чтобы весна оказалась рядом с нами? Д. Нарисовать, сделать поделку из бумаги, вылепить, поставить картину, построить… В. Сколько много предложений, сразу не выполнишь. А может быть мы сегодня нарисуем Весну? Д. Да. В. А наш колокольчик хочет поиграть в превращения. Пока он звенит, выберете себе, в кого вы хотели бы превратиться. Дети выбирают картинку и вешают себе на грудь. В. Посмотрите друг на друга. Влево-вправо повернись, в кого выбрал -превратись! (Дети изображают то, что нарисовано на картинке, используя мимику и пантомимику.) Вот и наступила ранняя весна. Изобразите, как: - подул тихий нежный ветерок… - неожиданно поднялся сильный холодный ветер… - выглянуло ласковое доброе солнышко и стало тихо-тихо… Влево-вправо повернись и обратно превратись! В. Какой прекрасный весенний день! А красками какого цвета мы можем нарисовать его? Подойдите к мольберту, снимите картинку и назовите цвет на обратной стороне. Дети выстраивают спектр цветов на мольберте, называя цвет. В. Так вспомним, какая бывает весна и соберем эти слова на пальчики. Д. Ранняя, теплая, долгожданная, радостная, звонкая, шумная, журчащая, поющая, веселая, звенящая, солнечная, молодая… В. А еще улыбчивая! Я вижу весну на ваших лицах, когда вы улыбаетесь! Закройте глаза и представьте себе весеннюю картину, которую вы хотите изобразить, выберете себе лист для работы и присаживайтесь к столам. Старайтесь сидеть ровно, спинку держать прямо, тогда у вас все получится. Звенит весенний колокольчик и мы начинаем работу. Включить приятную, спокойную музыку. Дети рисуют. В. Звуки музыки становятся тише, значит пришла пора заканчивать свою работу (за 5 минут до окончания работы). В. Звенит колокольчик. Несите свои работы, пожалуйста. Дети выкладывают рисунки на ковер и садятся вокруг них. В. Мы приглашали весну в нашу группу, и она пришла к нам. Хотите рассказать о том, что вы нарисовали? - Дима, какое настроение весны на твоем рисунке? - Катя, что ты чувствовала, когда рисовала весну? - Макар, что слышно на твоей поляне? - Настя, твои деревья радостные или грустные? Почему? - Отгадайте, что чувствовал Андрей, когда рисовал весну? Мы угадали? - Андрей, какие краски ты использовал, чтобы изобразить радостную весну? Яркие, насыщенные или легкие, прозрачные ? - Сережа, что ты хотел сказать о весне своим рисунком? Полюбуйтесь на свои картины. Что вы чувствуете, какое настроение у вас сейчас? Д. Хорошее, светлое, легкое, радостное, доброе, веселое. В. Вы, молодцы! Особенно я восхитилась тем, как вы прочувствовали настроение ранней весны, какие необыкновенные, выразительные получились ваши работы! Я рада за вас! Порадуйтесь и вы друг за друга. (Дети выражают радость.) В.А что мы будем делать с нашими работами? Д. Сделаем выставку, украсим группу, покажем гостям, подарим маме. В. А наши гости могут прямо сейчас пройти и посмотреть на наши рисунки. Приглашайте гостей полюбоваться на чудесную раннюю весну.