Чем занимается логопед в коррекционной группе? Вопреки распространённому мнению логопед не только "ставит" звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.
В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду? Мнение, что ребёнка надо приводить на приём к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребёнка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-4 года. Именно тогда надо интересоваться, всё ли хорошо у ребёнка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребёнка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырёх лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придётся слышать от логопеда вопрос "А где вы были всё это время?".
Может ли мама сама определить, нужен ли ребёнку логопед? Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребёнок употребляет уже 3-4 "лепетных" слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("где мама?", "дай ручку", "нельзя"). К двум годам употребляет предложения из-за двух-трёх слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию ("пойди на кухню и принеси чашку"), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстаёт от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш,ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однао часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно - с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребёнка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше. Могут ли родители сами исправить речь ребёнка? Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребёнка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребёнка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. "Учите, играя"; Фомичева М.Ф. "Воспитание у детей правильного произношения"; Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи" и т.д.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произношению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребёнок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к професионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: - нельзя "сюсюкать", то есть говорить "лепетным" языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с этветом;
- ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
|