МДОУ детский сад комбинированного вида №105

Меню сайта
Категории раздела
Пожарная безопасность [3]
Антитеррор [1]
Здоровьесбережение [8]
Родителям [46]
Наш опрос
Довольны ли вы питанием в саду
1. Хорошо
2. Отлично
3. Неплохо
4. Затрудняюсь
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация учителя-дефектолога Солдатенко Т.А. для родителей на тему: «Сказкотерапия в домашней обстановке»

Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки учат нас многому: как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат.

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Вовремя рассказанная сказка может помочь вашему малышу решить свою детскую проблему, лучше засыпать или начать пользоваться горшком. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь вашему ребенку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

Сказки до 2,5 лет. – Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст когда детям очень нравятся сказки о животных. Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам. Очень хорошо, когда действие, совершаемое в сказке, разыгрывается родителями с помощью кукол.

Сказки для 2,5-5лет. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.

Сказки для 5 лет и старше. Детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.

ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?

  1. Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя.
  2. Сказкотерапия – один из нименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии.

Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.

Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию (разыгрываем с детьми):

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубки. Но была у крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый бегемот объяснил причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Как же правильно читать сказки?

Чтение сказок – не просто приятное времяпрепровождение. Оно необходимо и очень полезно. Сказка всегда была и остается важным способом познания мира, социальных отношений и своей роли в них. Сказка развивает фантазию и воображение ребенка, закладывает стремление к прекрасному, помогает воспитывать важные нравственные качества: доброту, стремление к справедливости, чувство ответственности. Сказка не оставляет малыша равнодушным: она учит его сопереживать, радоваться, огорчаться. Вспомните, как вы сами в детстве любили сказки, какие яркие впечатления они оставляли! Поверьте, современному подрастающему поколению это не менее необходимо.

Правила чтения сказки ребенку:

* Делать это нужно не на бегу, не в машине и не в очереди к стоматологу, а в спокойной домашней обстановке, атмосфере тепла и любви. Сказка на ночь воздаст ребенку необходимое ему внимание и время. Будем откровенны, сегодня многие родители вечно заняты рабочими или домашними делами – «сказочный» вечерний ритуал покажет крохе, что его любят, о нем заботятся.

* Начинать читать сказки можно с любого возраста (как сейчас это принято обозначать – 0+). И все-таки лучше слушать, а тем более понимать литературные произведения в виде прозы детки начинают в 3‒4 года.

* При выборе сказки, как и при ее сочинении, помните о высокой чувствительности детской психики: она как губка впитывает в себя все, и хорошее, и плохое. Отличайте «полезные» авторские и народные сказки от страшных историй.

* Не заставляйте малыша терпеть, но слушать: сказка должна быть ему интересна или ее не должно быть вовсе (возможно, просто время еще не пришло).

* Начиная с 4‒5 лет старайтесь обсуждать сказки после прочтения, задавайте ребенку вопросы: «Как ты думаешь, правильно поступил этот герой? А почему?» Таким образом вы будете развивать у него творческое мышление, способность мыслить логически и делать выводы.

С помощью сказок можно и нужно воспитывать ребенка. Через теплые волшебные истории, обращенные к сердцу, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения, узнает, что такое смелость, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, чувство справедливости, и учится переносить их в реальную жизнь.

Как придумать свою терапевтическую сказку

Основа сказкотерапии – это самостоятельное придумывание сказок с определенной целью. Каждый родитель в состоянии самостоятельно сочинить по-настоящему «эффективную» сказочную историю. Главное – соблюсти последовательность действий.

1. Для начала хорошенько подумайте над волнующей ребенка проблемой и постарайтесь посмотреть на неприятную ситуацию его глазами. Если вы внимательны к своему чаду, то должны понимать, чтó именно вызывает у него беспокойство. А возможно, у малыша есть любимая сказка, которую он просит почитать ему через день или даже каждый день? Значит, именно она затрагивает очень важные для него вопросы.

2. Начните сказку с подробного описания главного героя (или героини). Постарайтесь сделать так, чтобы он сразу стал близок и симпатичен ребенку. Возможен такой вариант: «Жила-была девочка, очень похожая на тебя. И были у нее такие же голубые глазки и светлые пушистые волосики. Очень любила она (здесь важно попасть в самую точку!) рисовать и играть с куклами…». Кстати, детям до 5 лет проще ассоциировать себя с животными или любимыми игрушками, мультгероями.

3. Затем главный герой вашей сказки должен попасть в ситуацию, схожую с той, что представляет проблему для ребенка, после чего необходимо по косточкам разобрать текущее положение вещей.

4. Следующий этап – самый сложный для нашей уже довольно ограниченной взрослой фантазии. Даже из самого жуткого приключения главный герой должен найти выход. «Хеппи-энд», то есть позитивный финал – главный инструмент сказкотерапии. Главный герой должен выйти из ситуации победителем. Подумайте, как будет решаться проблема – возможно, с добавлением волшебных действий? Например, прилетела фея и рассказала, что нужно делать, или что зубки по ночам плачут и переговариваются между собой, как им плохо, потому что их не чистят.

5. После поговорите с ребенком, объясните и дополните выводы из сказки. Обсуждение рассказанного должно быть ненавязчивым и свободным. Важны не только и не столько события, сколько мысли и чувства персонажей. Впрочем, иногда удачная сказка производит на ребенка такое впечатление, что можно и помолчать какое-то время или лечь спать. Не беда! Дайте ему время побыть наедине с собой и переварить услышанное.

6. Дополнительной тренировкой для лучшей проработки проблемной ситуации – особенно если ребенку сказка очень понравилась – может стать игра. Проиграйте отдельные эпизоды повествования, например, рисуя персонажей, занимаясь с куклами, а иногда и переодеваясь самим. Это помогает ребенку перенестись в чудесный и захватывающий сказочный мир. И, конечно, то, что он чувствует, как родителям с ним интересно и здорово, само по себе приносит огромную пользу.

Не забывайте, что язык изложения сказки должен быть простым и максимально понятным. Даже если вы выбрали для «терапии» готовую сказку, не читайте ее, а выучите наизусть и рассказывайте малышу выразительно, не торопясь. Живая речь обеспечит более тесный эмоциональный контакт. Ребенок должен видеть ваше лицо, мимику и жесты рассказчика. Старайтесь заинтересовать его. Вы можете пробовать снова и снова, ведь ваших сказок может быть не одна и не две, а целый сборник. Не забывайте, что сказкотерапия для малыша – это почти то же самое, что и консультация психолога для взрослого человека!

Волшебство экрана

Совместная игра и чтение любимых сказок – одни из лучших вариантов домашнего времяпрепровождения родителей с ребенком. Мультфильмы (как и аудиокниги) таким благотворным эффектом не обладают. Вообще вряд ли найдется сознательный родитель, который считает мультики такими уж полезными и необходимыми. Конечно, не все мультфильмы плохие, но стоит помнить, что при просмотре мультфильма (и вообще телевизора) фантазия ребенка засыпает. Более того, нарисованные и слишком яркие образы отпечатываются в памяти, создают в голове ненужные шаблоны, мешая творческому развитию. Впрочем, мультфильмы со смыслом, с хорошим концом, проверенные временем и родителями на себе, ребенку, конечно, смотреть нужно. Но если вы хотите быть ближе к своему чаду, чтобы от просмотра была польза, смотрите их вместе, всей семьей, а потом обсуждайте, ищите логику и смысл!

Учитель-дефектолог -  Солдатенко Т.А.

Категория: Родителям | Добавил: Анна_Сергеевна (30.03.2018)
Просмотров: 923 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz