В настоящее время значительно вырос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочнице дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то можно сказать, что использование песочницы дает комплексный образовательно-терапевнический эффект. В песочных играх есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – это возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий и взаимоотношений. А так же с помощью таких игр можно определить конфликтного ребенка, лидера, выявить скрытые таланты ребенка, как скульптора и т.д. Играя с сухим и мокрым песком, дети развивают не только мелкую моторику рук, но и развивают тактильно-кинестическую чувствительность рук через кожу и движения.
Игры с песком мы в своей группе начинаем с правил поведения в песочнице. Это: нельзя мешать друг другу, нельзя ломать постройки друзей, нельзя бросаться песком. И можно: строить замки, мосты, дома, дороги, пирожное, объединяться в игры, помогать друг другу. Дети в это же время нарабатывают и словарь – прилагательных: мокрый, сухой; твердый, мягкий и т.д. Для этого мы провидим игры «Какой, какая?», «Скажи наоборот». Проводим печатание на мокром песке формочками различной формы в виде животных, насекомых, фруктов и т.д. Во время печатания проводим игры на классификацию «Найди только животных (насекомых, рыб и т. д.), игры на нахождение различных звуков «Найди все предметы, где есть звук а или звук с» или «Найди предметы, где стоит звук а (в начале слова, в середине или в конце). В таких играх, как «Огород», «Сад» закрепляем названия овощей, фруктов, а так же отрабатываем правильное построение предложений и распространение их с помощью прилагательных, например: это оранжевая, сочная, сладкая, твердая морковь или составляем короткий рассказ-описание: Это морковь. Она растет на грядке. Морковь длинная, оранжевая, вкусная. Она имеет треугольную форму. Ее можно есть сырой и готовить из нее разные салаты. В играх «Зоопарк» и «Скотный двор» - дети узнают, называют животных, классифицируют их на домашних и диких, животных жарких стран и Севера и т.д. Проводим рисование на влажном песке, пишем буквы, слова. Детям это очень нравится, развивает фантазию, моторику пальцев. Во время постройки городов мы закрепляем в игре, какие бывают дома. Словообразование: из песка – песочный, из глины – глиняный; четыре этажа – четырехэтажный, высокий, низкий и т.д. Детям очень нравится строить сказочные города, украшать их растениями, флажками, арками и перекрытиями. Для этого у нас в группе есть различной длины и ширины дощечки, флажки. Когда дети заканчивают строительство, такого города, мы беседуем с ними: кто может жить в таком замечательном городе, чем могут занимать жители в этом городе, что может произойти с жителями города, если он разрушится. Дети включаются в беседу, фантазируют, строят предположения, стараются найти выход из создавшейся ситуации. Такое взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Так, наблюдая за возбужденным ребенком во время его игры с песком видим, что он успокаивается, становится добрее.
Хочу предложить интересные игры учителя-логопеда Довгаль Н.В. Она предлагает на первом этапе игры, которые рекомендуют Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»
- поскользить ладонями по поверхности песка,выполняя разнообразные движения (проехала машина, проползла змейка и т.д.)
- выполнять такие же движения, но ребром ладони
- создавать ладонями, пальцами, кулачками, костяшками кистей рук различные узоры на поверхности песка
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем рук. Затем можно группировать пальцы по два , по три и т.д., создавая загадочные следы, а потом хорошо всем вместе пофантазировать, кому принадлежат эти следы.
Логопед советует «играть» на поверхности песка, как на пианино или на клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук. Использует она песочницу и как «волшебный мешочек» для нахождения определенной буквы. Буквы, сделанные из пластмассы, закапываются в песок, ребенку завязываются глаза, и он ищет определенную букву по заданию логопеда. Затем, при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи, она использует игры с песком на развитие фонематического слуха: «Выбери фигурки, где есть гласный звук у или звук с и т.д.», «Составь предложения, в которых есть слова со звуком н или м». Если дети отвечают верно, они получают ключ в страну принцессы «Эн», «Ма». Такие игры закрепляют правильное произношение автоматизированного звука, развивают умения слышать и выделять знакомые звуки в словах. Предлагает она и письмо на песке печатными и письменными буквами. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребенка, так как на нем ребенку писать легче, так же на песке проще исправлять ошибки, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. А лепка букв из песка доставляет детям большое удовольствие, так как они могут одну букву превратить в другую: «л» в «а», «ч» в «т» и т.д. При изучении темы: «Деление слов на слоги», логопед предлагает игру «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, расположены домики с одним, двумя, тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках: возле домика с одним окном – односложные слова, с двумя – двухсложные и т.д. Для развития дифференциации звуков использует игру «Кто быстрее» (Песочница разбивается на два поля, участники команд берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами и получают задания вписать их «…амок», «…апог»). Затем ставят флажок на свое поле. Выигрывает тот, кто больше выставит флажков. В игре «Мой город» логопед предлагает задание – найди фигуры с заданным звуком и построй город, используя эти фигуры, а потом составь рассказ об этом городе и его жителях.
Итак, можно сказать, что наряду с развитием тактильно-кинестической чувствительности и развития мелкой моторики, ребенок во время игр с песком учится прислушиваться к сабе, проговавривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти, воображения. Но самое важное, что ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Воспитатель Максимова Н.И. |